Севастополь — один из красивейших городов Крыма, который вошел в историю благодаря подвигам российских моряков и простых жителей, всегда грудью становившихся на защиту родной земли. Хотя в ходе боевых действий неоднократно разрушались многие его исторические и архитектурные памятники, в мирное время они восстанавливались. Благодаря усилиям горожан сегодня, как и 150-160 лет назад, гостей города, прибывающих со стороны моря, встречает Графская пристань. Севастополь гордится этой своей достопримечательностью, фотографии которой украшают практически все туристические проспекты.
Первый шлюпочный причал в районе современной площади Нахимова был сооружен в 1783 году. В канун приезда в Севастополь императрицы Екатерины Второй были спешно произведены работы по благоустройству города. Их результатом стала в том числе и замена деревянных ступеней причала каменными. По приказанию князя Григория Потемкина новую главную пристань назвали Екатерининской. После отбытия императрицы там обычно сходил со своего катера на берег граф М. Войнович. На тот момент этот храбрый адмирал занимал пост главнокомандующего Черноморским флотом России и проживал на своем хуторе на Северной стороне. Так в народе закрепилось название «Графская пристань», которое продолжало существовать даже в советский период. Спустя 60 лет после посещения города Екатериной Великой власти Севастополя решили, что городу нужен парадный вход со стороны моря. Создать проект такого сооружения было поручено инженер-полковнику Джону Уптону. Он представил свою работу на утверждение в октябре 1844 года и, получив одобрение, взялся за строительство причала, которое продлилось около 2 лет.
Хотя сооружение изначально предназначалось для украшения центра города, на протяжении всей своей истории ему пришлось неоднократно «повоевать». Так, в дни первой обороны Севастополя, по решению командования русской армии, через Графскую пристань происходило снабжение бастионов города боеприпасами и продовольствием. Она даже была «ранена», как самый настоящий солдат. Это событие произошло в конце августа 1855 года, когда ракета противника попала в причалившую к пристани баржу с порохом, что стало причиной взрыва и вызвало значительные разрушения. Графская пристань (Севастополь, адрес: проспект Нахимова, д. 4) стала свидетелем печальных событий в Российской империи. Например, в ноябре 1920 года части Красной армии, которыми командовал М. В. Фрунзе, прорвались в районе Перекопа и двинулись на Севастополь. Генерал-лейтенант П. Врангель, пытаясь избежать больших жертв среди военнослужащих юга России, отдал им приказ эвакуироваться. В течение нескольких дней Крым покинуло до 150 000 человек, включая примерно 70 000 солдат и офицеров. В 1925 году Графская пристань (Севастополь) была переименована в пристань Третьего Интернационала.
В середине осени 1941 года рядом с Графской пристанью находилась огневая артиллерийская позиция крейсера «Червона Украина». В течение 20 дней судно вело огонь по врагу. Особенно большой урон оно нанесло противнику 11 ноября, когда его орудия подавили 3 батареи противника, разбили 18 бронетранспортеров и уничтожили три роты немецких солдат. Однако на следующий день самолеты Люфтваффе сбросили на крейсер 6 бомб. Борьба за живучесть судна не увенчалась успехом, и оно затонуло. Помнит пристань и радостный день 9 мая 1944 года, когда над колоннадой Графской пристани вновь водрузили Военно-морской флаг СССР.
В ходе работ по восстановлению полуразрушенного города была отремонтирована и Графская пристань. Реконструкция лестницы была проведена по проекту В. Артюхова и А. Михайленко, а в 1987-1988 годах отреставрировали колоннаду. Севастополь сделал ее своим главным архитектурным символом и визитной карточкой, которую с удовольствием показывали гостям. С тех пор ничего не изменилось, кроме того, что после вхождения Крыма в состав России возросло число туристов, желающих увидеть это немое свидетельство воинских подвигов своих дедов.