Одним из самых грандиозных памятников проявленного мужества и отваги крымского народа является панорама «Оборона Севастополя». Монументальное живописное произведение искусства отображает драматические эпизоды Крымской войны 1853-1856 годов. Сплоченный труд множества талантливых художников явил миру застывшую в веках грандиозную картину, рассказывающую о тех временах, когда Севастополь становился городом русской славы.
Живописные берега Крыма, сколько раз вас сотрясали залпы орудий! Неугомонные люди, вместо того чтобы жить в мире и благоденствии, испокон века воевали за Тавриду, щедро поливая кровью «Землю обетованную». Севастополь – одно из самых жарких исторических мест. Именно здесь решалась судьба Крымской войны, разгоревшейся в середине XIX века.
Как и сегодня в те далекие времена Европу страшно беспокоило присутствие России на Балканах и в бассейне Черного моря. Англия и Франция пытались всячески вытеснить Россию с завоеванных мест. Одиннадцать долгих месяцев мощные силы противника, имея преимущество в вооружении, стояли у стен Севастополя, прежде чем им удалось взять город. Один из самых ярких эпизодов севастопольской эпопеи – бой на Малаховом кургане, произошел 6 июня 1855 года. В этот день 75-тысячная русская армия успешно отразила натиск 173-тысячного войска.
Спустя сорок с лишним лет драматическую страничку истории обороны Севастополя будет решено увековечить в произведении искусства. Эта нелегкая задача была поручена профессору класса батальной живописи Петербургской Академии художеств Францу Алексеевичу Рубо.
Наверняка художник серьезно думал о том, как достовернее и ярче всего запечатлеть разгар боя. Какими средствами лучше всего передать гнетущую атмосферу смерти, дым от залпов орудий, разруху и хаос, царящий на передовой? Необходимо было создать нечто грандиозное, поражающее масштабностью, топографической точностью и реалистичностью. Решение было однозначным – лучше всего для воплощения задуманного подойдет жанр панорамы. Эта форма искусства понятна даже непросвещенному зрителю. «Живая картина» способна перенести тысячи людей в прошлое, создать иллюзию присутствия, вызвав сильные эмоции и переживания.
В 1901 году Франц Алексеевич приступает к работе. Прежде всего, художник приезжает в Севастополь и изучает архивные документы, беседует с участниками и очевидцами событий, посещает места боев, делая наброски композиции панорамы.
Только после этого он возвращается в Петербург, где создает эскизы картины. К тому времени у Рубо имеется большой опыт написания монументальных полотен, посвященных батальной теме. Им созданы известные панорамы «Штурм аула Ахульго» и «Бородинская битва».
Разумеется, одному справится с такой объемной задачей трудно. Огромное живописное полотно размером 14 м × 115 м он писал в Мюнхене с помощью художников Шенхена, Мерте, Фроша и 20 студентов Баварской академии художеств. Работа велась в специально оборудованном круглом павильоне, где готовился и предметный план общей площадью около 1 тысячи квадратных метров. Почему нужно было ехать именно в Мюнхен? Дело в том, что Франц Рубо был уроженцем этого города. Здесь жила его семья и находилась оптимально оборудованная мастерская.
Летом 1904 года произведение доставили в Севастополь. Панораму разместили в помещении, построенном по специальному проекту военного инженера Энберга.
Через год, 14 мая 1905 года, к 50-летию героической обороны города, Панорама была открыта для всеобщего обозрения. Первыми ее посетителями стали ветераны Крымской войны. Люди, хранившие в памяти страшные эпизоды сражений, были поражены и растроганы реалистичностью панорамы. Перед глазами пролетели 345 страшных дней осады и жесточайший штурм Малахова кургана и укреплений Корабельной стороны, предпринятый англо-французскими войсками. С первых же дней панорама стала пользоваться большой популярностью. Этому способствовало то, что художник сделал акцент на героизме простых солдат, восславив, прежде всего, подвиг народа.
Конечно, немаловажную роль в общей картине играли и военачальники, волевые мужественные люди, принимающие ключевые решения на поле брани.
Одну из главных ролей в Панораме Рубо отводит легендарной личности Павлу Степановичу Нахимову. В день штурма адмирал находился на Малаховом кургане и руководил войсками. На одном из полотен можно заметить прямую фигуру военачальника. Опираясь на бруствер батареи Корниловского бастиона, адмирал Нахимов бесстрашно руководит боем.
Однако, выбор Рубо не пришелся по вкусу главному заказчику – Российскому императору. Когда панорама была установлена, из Петербурга прибыла специальная комиссия, целью которой была проверка соответствия проекта главной идее, правда не художественной, а политической. В Петербурге не любили «Пал Степаныча», как называли Нахимова матросы. Прямолинейность высказываний адмирала и его крылатая фраза: «Лучше бы они мне бомб прислали!», в ответ на царскую награду, навсегда оттолкнуло его от высшего света.
В итоге, Нахимова потребовали заменить на главнокомандующего князя Горчакова, которого в день сражения на Малаховом кургане не было. Возмущенный художник отказался. Впоследствии Рубо пришлось отразить натиск еще трех комиссий. Но когда в 1909 году Панораму перевезли в Петербург для показа Николаю II, Рубо вновь пришлось выслушать замечания по поводу присутствия Нахимова, а также наличия на картине большого количества нижних чинов. Некоторых из них Рубо писал с реальных героев Севастополя. Пришлось закрыть адмирала облаком дыма и изменить лица некоторых героев обороны. Правда, Горчакова Рубо так и не написал. Справедливость восторжествовала только в советские времена. В конце 20-х годов ученик Рубо, советский художник М.Б. Греков, реставрируя Панораму, восстановил фигуру адмирала Нахимова в первоначальном варианте.